Этикет использования дверей
Эксплуатация дверей не кажется сложной задачей, казалось бы, в чём тут могут быть трудности: открыл и зашёл в помещение. Однако бывают ситуации, когда у входа собираются люди, которые в попытке оказать знак внимания или быть вежливым, не могут сориентироваться, кто кому должен придержать дверь. Чтобы избежать подобных неловкостей достаточно просто обновить в памяти правила этикета, который включает в себя три составляющих: проявление отзывчивости (сильный помогает более слабому), уважение, благодушие.
Кто должен открывать дверь по этикету?
Наверняка хотя бы раз вы слышали о том, что настоящий джентльмен должен отворить дверь перед дамой и лишь после неё зайти внутрь. Это правило относится к светскому, а не деловому этикету и работает не во всех ситуациях. Говоря о двух понятиях, начнём с того, что разграничим одно от другого для удобства восприятия:
- Светский (социальный) этикет — совокупность хороших манер, направленных на корректное поведение в обществе. Действия одного человека не должны побеспокоить или обидеть другого. Наиболее важными участниками любого события, взаимодействия являются женщины, дети, люди старшего возраста.
- Деловой этикет описывает нормы коммуникации в бизнес-среде, где большую роль играет тактичность и вежливость, сдержанность и спокойствие, внимание к статусу и чужим границам. Отсюда можно сделать вывод о том, что в данном случае фокус смещается на того, кто выше по карьерной лестнице или по значимости (клиент играет ведущую роль по сравнению с менеджерами компании).
Итак, зная особенности двух терминов, вернёмся к ситуации с дверью. Порядок вхождения в помещение: женщина перед мужчиной, старший перед младшим — относится к светскому этикету и действует только в том случае, если наверняка известно, что ждет за дверью. Если впереди может оказаться опасность, темнота, более тяжелая дверь, то порядок меняется с точностью до наоборот.
В рабочей обстановке проявляется меньше внимания к гендерной принадлежности, но мужчина может проявить галантность, пропустив в безопасное пространство коллегу-женщину. В большинстве же случаев открывает дверь тот, кто ближе всего к ней стоит.
Если же вы глава, либо уполномоченный представитель предприятия, который принимает у себя партнёров или клиентов, то важно помнить о следующих правилах:
- Конструкция дверей с открытием на себя. Вам необходимо открыть и придержать дверь, пропуская гостя вперед.
- С открытием от себя. Вы также открываете дверь, но теперь заходите в кабинет первым, чтобы её придержать для гостя.
- Вращающаяся конструкция. Поприветствовав гостя, вы проходите через неё первым.
Не забывайте, что, помимо норм этикета, существуют общие понятия вежливости и взаимопомощи:
- Всегда придерживайте дверь перед человеком с занятыми руками, вне зависимости от его статуса, пола и места, где вы находитесь.
- То же касается дверей, открывающихся в обе стороны, которые часто располагаются в общественных местах, например, при входе в вестибюль метро. Не отпускайте створку сразу после себя, подождите человека, который идет следом, чтобы случайно не ударить его тяжелым полотном.
Есть ли правила, как заходить в открытую дверь?
Разобравшись с тем, кто кого должен пропускать в дверях, перейдём к тому, существуют ли какие-то общепринятые нормы для входа в помещение.
- Коротко поблагодарите пропустившего вас человека.
- Не стоит надолго задерживаться на проходе, особенно когда за вами уже образована очередь. При необходимости остановиться (переговорить со встреченным знакомым, снять верхнюю одежду, завязать шнурки и т.п.) необходимо отойти в сторону, чтобы не мешать остальным.
- Не проходите слишком близко к другим дверям в помещении во избежание внезапного удара.
- Если на пути встретились двойные двери с тамбуром, женщине, прошедшей в одну открытую дверь, имеет смысл подождать мужчину, который отворит вторую. Это поможет избежать возможной неловкости.
Стучать ли в дверь по этикету?
Если с входными дверями в данном вопросе не возникает сомнений, ведь если нет звонка, то иначе оповестить о своем присутствии невозможно, то с межкомнатными лёгкое замешательство далеко не редкость.
В данном случае лучше действовать ситуативно:
- Двери в доме или квартире. У каждого жильца существует своё пространство для жизни. Таким образом, стук в дверь становится знаком уважения к личным границам и благотворно сказывается на чувстве защищенности. Если родители с малых лет стучатся в комнату ребенка, они также вырабатывают эту привычку у него самого. В дальнейшем это сформирует необходимую для семьи манеру поведения и повысит уровень доверия между родственниками.
- Двери в офисе. Рабочее помещение фактически не является приватной зоной, а потому этикет не регламентирует обязательство работников стучаться друг к другу в кабинеты. К тому же стук в дверь к начальнику может быть превратно понят хозяином кабинета. Он может усмотреть в этом намек на занятия личными делами в рабочее время. С другой стороны, врываться в помещение без предупреждения сложно назвать хорошей идеей. Тогда как поступить в таком случае? На самом деле всё можно решить простым звонком, договариваясь о встрече в нужное время, чтобы коллега был готов вас увидеть к этому часу. Если же дело касается руководителя, у которого есть приёмная, то для начала можно просто подойти к секретарю и попросить уведомить начальника о вашем визите. В обеих ситуациях ваш собеседник уже в курсе о предстоящем разговоре, а значит, стук будет излишним.
- Двери в государственных и муниципальных учреждениях. Например, если вы пришли по личному обращению в поликлинику, то обязательным пунктом перед посещением в кабинет будет стук в дверь, поскольку внутри может быть другой посетитель. То же касается учреждений из других сфер, куда могут обратиться граждане.
В завершении отметим, что правила носят рекомендательный характер, и они имеют свойство меняться в зависимости от договоренностей внутри коллектива. При этом основы остаются непоколебимыми: естественность поведения, сдержанность, доброжелательность, желание помочь и вежливость. Поэтому если вы не знаете, какие нормы заведены в том или ином учреждении или на предприятии, тактично поинтересуйтесь ими. Это будет гарантировать понятность и уместность ваших последующих действий.